Антифризы в системах отопления
В автономных системах отопления загородных домов и дач все чаще вместо воды в качестве теплоносителя применяют антифризы. Иногда встречается в этой роли и автомобильный «Тосол», хотя он и не предназначен для использования в системах отопления. Но случается, что вместо настоящего «Тосола» можно купить подделку, которая окажется просто чистой щелочью или кислотой, что для труб и радиаторов будет смертельным ударом. Поэтому лучше всего заливать в систему отопления специальный бытовой антифриз.
Движущаяся по трубам отопления жидкость называется теплоносителем. Наиболее распространенными видами теплоносителей в системах отопления являются вода и водные растворы этиленгликоля и пропиленгликоля с модифицирующими присадками. Вода занимает примерно 68 % от всего объема используемых теплоносителей. Антифризы (низкозамерзающие жидкости) занимают оставшиеся примерно 30 %. Антифризы производятся на основе этиленгликоля (около 25 % от всего объема теплоносителей), глицерина (2%) и пропиленгликоля (5 %).
Для снижения коррозионной активности антифризов используются ингибиторы — вещества, сдерживающие коррозию, накипеобразование, пенообразование, набухание и растворение резиновых уплотнителей систем отопления.
Самый безопасный антифриз для систем отопления представляет собой водный раствор пропиленгликоля. Он содержит сбалансированный пакет присадок, в который входят антикоррозионные, антипенные, антиокислительные и термостабилизирующие добавки, а также присадки, повышающие инертность к уплотнительным материалам.
В целом, современные антифризы выполняют несколько функций одновременно. Они не только помогают исключить замораживание систем и разрыв труб при отрицательных температурах, но и защищают трубы и оборудование от возникновения коррозии, образования накипи и развития микроорганизмов.
Концентрат антифриза (с температурой начала кристаллизации в неразбавленном виде -65°С) разбавляют водой и заливают в систему отопления в соотношении 2 к 1. Температура начала кристаллизации полученного теплоносителя составляет-30°С. Температура замерзания -32°С. Закипит антифриз при температуре не ниже +104°С. Для отопительных систем с электрическими и настенными газовыми котлами, из-за возможных местных перегревов, необходимо использовать антифриз с температурой начала кристаллизации от -20 до -30°С. Для получения теплоносителя с такими показателями допускается разбавление водой в соотношении от 1:1 до 2:1.
В настоящее время на рынке антифризов появились новые экономичные антифризы на основе органических солей (ацетата калия) с температурным диапазоном эксплуатации от +102°С до -5°С. Они также используются в качестве низкозамерзающего теплоносителя в системах отопления, тепловых насосах, других теплообменных аппаратах. Но так же, как и любые растворы солей (рассолы), они очень коррозионно активны, и со временем соли выпадают в виде осадка (накипи) на нагревательных элементах.
При наличии принудительной циркуляции можно разбавлять концентрат антифриза прямо в системе ( температура окружающей среды должна быть не ниже 0°С). Для чего надо залить 1/2 необходимого количества воды, затем весь теплоноситель и добавить оставшуюся воду. Полное перемешивание произойдет после запуска системы. Для систем с естественной циркуляцией антифриз следует смешивать с водой до заливки.
Антифриз может использоваться после заливки в систему в течение многих лет. Время от времени следует проверять его концентрацию, особенно, если в систему доливалась вода. Действие ингибиторов коррозии рассчитано на пять лет непрерывной работы или десять отопительных сезонов. Однако и после этого срока эффективность ингибиторов может сохраниться.
Контакт с антифризом хорошо выдерживают прокладки, сделанные из резины, тефлона, а также уплотнения из герметиков и льна. Следует отметить, что за счет более низкого коэффициента поверхностного натяжения, чем у воды, антифриз на основе этиленгликоля легче проникает в мелкие трещины, капилляры, несмотря на большую вязкость.
Кроме того, набухание резины в антифризе меньше, чем в воде. Поэтому в системах, длительное время работавших на воде, замена воды на антифриз может привести к появлению протечек, связанных с тем, что резиновые прокладки принимают первоначальный объем. Поэтому рекомендуется первые дни после заливки антифриза следить за состоянием соединительных узлов системы и при необходимости подтягивать их или менять уплотнения.
По материалам журнала «Ремонт. Услуги. Материалы»